На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охотугодья

30 подписчиков

История охоты – история жизни. Из воспоминаний 82-летнего охотника

Юрию Михайловичу Горбунову – 82 года. Он родился в Новосибирской области на берегу малого Чана, в деревне Горносталиха. В его семье все были охотники. Отец и брат – большие любители этого дела.

Рядом с селом, где они жили, расположены два озера – горькое и пресное.

С трофейным ружьем

– Помню, с пацанами играем.

Смотрю, на пресном озере много уток плавает. Я сажусь на велосипед, мчу домой за ружьем. Ехать близко, и я успеваю добыть несколько уток, – не скрывая азарта, говори т Юрий Михайлович. – Ружье у нас было особенное. Память о нем сохранилась на фотографии. Это ружье отец привез с фронта: витый створ, затворная коробка длинная. Вот на снимке я с ним стою, только что вернулся с охоты. Мне здесь 9 лет.

 

Была в семье собака Озорка. Дворняга, а охотник прирожденный. Не мог пес без охоты. Если скажешь ему, что сегодня не возьмут с собой, начинал выть и скулить.

 

А вот еще один случай из детства. Жила в семье дикая гусыня. Глава семьи Михаил Ефимович (работал в селе директором школы) однажды принес с охоты гусиное яйцо и подложил его домашней гусыне. Когда птенец вырос (а это была самка), ее брали с собой на охоту для приманивания самцов.

Привяжут за лапку веревку и отпустят плавать по озеру. Но однажды гусыня каким-то образом отвязалась и уплыла. Как выяснилось, они нашла себе жениха и вместе с ним через пару недель прилетела в деревню. Мальчишки, увидав их, побежали в школу: «Михаил Ефимович! Там ваша гусыня вернулась с гусем!» Жениха в итоге подстрелили. Гусыня все лето промучилась. А осенью улетела на юг. Больше ее в деревне не видели.

 

– Раньше в деревне у нас охотников было всего несколько человек, а сейчас каждый второй с ружьем, – говорит Юрий Михайлович. – Но что я порой вижу на омских озерах! Машины стоят через каждые пятьдесят метров на берегу. И в каждой – по 3-4 охотника. Поэтому в Омской области я охочусь редко, стараюсь выезжать на малую родину. Рядом с Горносталихой находится Сдвинский район. А там течет река Чулым. Туда мы выезжали каждую весну и лето на рыбалку.

 

Хотя по роду своей профессии Юрий Михайлович Горбунов подготовил немало специалистов-егерей, которые трудились в Называевском, Павлоградском, Черлакском и других районах Омской области. Юрий Михайлович работал проректором по заочному обучению Омского аграрного университета.

Интересный факт: в Новосибирской области, в частности в Купинском районе, по словам нашего собеседника, охотники старшего поколения почти не платят за путевки. Там такой закон: кому 75 лет, тот платит 100 рублей. Вот бы такую практику применить и на территории Омской области.

 

Пароль «Бургундия»

Не обошелся наш разговор без лирики. Ну еще бы! Охота, природа – бесконечный источник вдохновения.

– У нас семья одарена литературными талантами, – признался Юрий Михайлович. – Отец оставил много воспоминаний о войне и жизни в рукописях. Сестра хорошо пишет. А старший брат – поэт. Он написал к моему юбилею посвящение, в котором рассказывается о наших охотах. У нас была своя компания, которая выезжала каждый год в свое укромное местечко, недалеко от озера Полуденник. Здесь у нас был свой «штаб», окруженный со всех сторон ракитником. И потому там нас никто не беспокоил. С нами ездил лучший хирург Новосибирской области – Паскаль. Он с другом – Михайловым – ехал со стороны Новосибирска на «Победе», а мы с братом – из Омска на «Запорожце». Брат написал о наших охотах такие строки.

 

Я вспомнил: штаб, ракитники стеною.

Пароль «Бургундия» и отзыв на него.

Костер в ночи багряною зарею

Нас отделял от утра раннего.

Паскаль над флягой истово колдует,

Михайлов крутит гроздья шашлыка,

А в Юре анекдот уже ликует,

Готов вот-вот сорваться с языка.

Ночлег под комарами тем приятней,

Чем больше раз ты в тине увязал.

Удачный выстрел – каждый многократно

Устойчивость к укусам повышал.

Восток светлеет музыкою нежной,

Звенит струна предутренней зари,

Лицо ласкает ветер безмятежный,

А сердце нетерпением горит!

Скорей на Полуденник, снова в тину,

Скорей укрыться в гуще камыша,

Чтоб утки не заметили детину,

Который поражает крякаша!

Все это мне припомнилось недаром

В день юбилей, в твой, братишка, день.

Пусть сердце переполнится пожаром –

Чу! Тихо! Крякнул селезень.

 

Юрий Михайлович охотится только по болотной дичи. Однажды друзья взяли на копытных. Добыли косулю. Когда ее окружили охотники, она была еще жива и смотрела на всех плачущими глазами. Тогда Юрий Михайлович решил для себя: не его это.

 

А интересных эпизодов на охоте случалось множество. Однажды они с другом Николаем – профессором, деканом земфака – приехали на озеро. Год был сухой, и вода в Чане сильно упала. Отошла от камыша на 200 метров. Утки и гуси – все на воде. Но подойти к ним было невозможно. Дня два или три мужики охотились, рыбачили – безрезультатно. Решили уже собираться домой.

– И я решил перед отъездом попрощаться с озером. И на всякий случай взял с собой ружье, – вспоминает охотник. – Друг мой в это время дремал в машине. Я иду по камышу и вижу, как с воды поднимается табунок гусей и летит прямо на меня. Я сдуплетил – два гуся упало. Возвращаюсь к машине, а гусей повесил за спину, чтобы Николай не увидел. «Я ж тебе говорил, что ничего не добудешь, – говорит он мне. – Сейчас бы уже к Купино подъезжали». Я достаю из-за спины гусей. Он их увидел и давай танцевать на радостях.

Отъезд домой решено было отложить. Обоих гусей охотники сварили, достали чачу, которую Николай привез с собой, и еще два дня отдыхали на озере.

 

Зловредный вирус охоты

А эту не выдуманную историю написал брат Юрия Михайловича – Альберт Михайлович.

«Осень. Серенький ветреный день клонился к вечеру. Отец с любимым своим приятелем Крыксиным Г.В. дружно покатили на своих велосипедах в сторону Горносталихи. Это небольшая рыбацкая деревенька в 30-40 дворов стоит на гриве, рядом с большим озером Чаны, широко и вольготно раскинувшимся среди полей и лесов на сотни километров.

 

На его гостеприимных берегах устроилось много деревень – больших и малых. Есть даже небольшие городишки, подсобное занятие которых – рыбалка.

Озеро, по наблюдениям стариков, систематически то убывает и сильно мелеет (лет на 20), то становится многоводным и рыбным (тоже лет на 20). По нему даже ходили когда-то небольшие суденышки и катера, а уж лодок и не счесть – у каждого жителя деревни была лодка, сколоченная из березовых досок и хорошо просмоленная.

 

 

В одну из таких лодок и сели наши приятели. Спокойно плыли, меняясь на веслах, вели тихий разговор, потом и совсем замолчали. Отец усердно греб в камыши, в тихий закуток, где решили остановиться. Остановились и притаились.

Прошло несколько минут и вот – о счастье! Охотничьи сердца забились в унисон – прямо на них низко летела стая уток. Они уселись на воду метрах в 20 от стрелков. Надо было не спугнуть стаю и очень тихо, незаметно направить ружья на них. Медленный поворот… И вдруг эту затаившуюся тишину пронзил страшный рев у отца за спиной. Как будто быка в лодке зарезали. Он резко обернулся – его товарищ вместе с ружьем барахтался в ледяной воде и орал: «А-а-а! Тону-у-у!».

«Я схватил его за волосы и с великим трудом занятул в лодку, а он, как безумный, все орал и орал», – позже вспоминал отец.

 

За какие волосы его схватили, неизвестно. Г.В. был абсолютно лысым. Стайка нетронутой добычи вспорхнула и с шумом исчезла за стеной камыша. А отец в это время греб к берегу из последних сил.

«А-а-а! О-о-о! И-и-и», – переходя на поросячий визг, надрывался «утопленник» в лодке.

«Да замолчи ты! С ума, что ли, спятил?» – прикрикнул на него отец.

Но тот все стонал, не слушался, да наверное, и не слышал его – ревел во всю глотку на разные голоса. Его трясло как в лихорадке.

Вот и берег. Горе-охотник вдруг прытко выскочил из лодки и припал грудью к родимой земле. Вода стекала с него ручьями, а ветер был холодный, пронзительный.

 

– На вот, переоденься! – отец быстро снял с себя половину одежды и кинулся собирать хворост и разные щепки, валявшиеся повсюду. На какое-то время занятый разгоравшимся костром, он упустил из виду замерзающего товарища. Обернулся на внезапный стон – и остолбенел! Г.В. почти голый, в одной нижней рубахе, без штанов, приковылял к огню, а лицо, руки и мокрая, прилипшая к телу рубаха, были… в крови!

Страшно чавкая, он ел что-то кровавое, возможно, сырое мясо... Еще один красный кусок был стиснут крепкой мускулистой рукой. Он рычал и стонал, как зверь. Отец содрогнулся от ужаса и отвращения: «Ты что это жуешь?»

И вдруг – расхохотался. Ярко вспыхнувшее пламя костра осветило картину – в руках его лежал большой кусок обыкновенного пирога из свеклы. Он с каким-то остервенением рвал зубами этот несчастный пирог. Свекла раскрошилась по подбородку, мокрой рубахе, оставляя везде подтеки, напоминавшие кровь. Руки не слушались его – тряслись. А он все ел и ел, жадно натолкав полный рок свеклы. А глаза его были как безумные.

– Я… Я… Я больше никогда не поеду на охоту! – с трудом проговорил он.

И что вы думаете? Он исполнил свое обещание? Ничуть! Провалявшись в жестоком жару с воспалением легких месяц в больнице, он на другой же день после выписки уже катил с отцом в Горносталиху. Что поделаешь?! Вирус сработал. Зловредный вирус охоты…»

 

Советы от профессионала

В конце нашей беседы мы попросили Юрия Михайловича дать несколько полезных советов начинающим охотникам. Если вам интересно, запоминайте.

Охота на гуся начинается с наблюдения. Полезно всегда иметь с собой бинокль. Гусь летит высоко. Наблюдайте, откуда он поднимается и куда летит. Но непосредственно на полосу в засидку никогда не садитесь. Один раз стрельнешь – гусь сюда больше не сядет. Необходимо определить, где его можно встретить в метрах 500-600 от полосы кормежки.

Всю ночь птица кормится, а днем отдыхает в своих укромных местах. Охотиться лучше всего вечером, когда дичь идет на кормежку. Время, когда она летит, составляет всего 15-20 минут. Много на перелете не добудешь . И не надо гнаться за количеством.

– Гусь – птица жирная, поэтому не стремитесь настрелять много. Двух особей вполне достаточно, чтобы накормить семью и друзей, – говорит Юрий Михайлович. – Желаю читателям всегда удачной охоты в хорошей компании!

Жми

Первый в мире противотанковый пулемет

Вверху странцы и получай инофрмацию первым!

Картина дня

наверх